Новости ПАО «КАМАЗ»
МЦПК: девять лет успешной работы
- Суббота, 26 октября 2024
В Многофункциональном центре прикладных квалификаций машиностроения подвели итоги за девять лет работы. Эта учебная площадка «КАМАЗа» была основана в 2015 году в рамках совместного проекта компании и Министерства образования и науки Татарстана.
До появления Многофункционального центра прикладных квалификаций машиностроения (МЦПК) работники автогиганта обучались профессии на предприятии, при этом не было единой методологии обучения. «В МЦПК мы сумели внедрить так называемый дуальный формат обучения, максимально приближенный к потребностям производства. То есть человек и теорию изучает по чёткой программе, подготовленной педагогами, и практическую подготовку проходит на реальном производстве под руководством наставников, – пояснила директор МЦПК Ульяна Зотова. – Более того, образовательные программы подготовлены с участием специалистов «КАМАЗа» таким образом, чтобы выпускник покидал стены МЦПК уже полностью готовым к работе, его не нужно будет переучивать на заводе – он там уже был и знает всё, что нужно».
В среднем, с учётом производственной практики, обучение длится 180-250 академических часов. В теорию помимо непосредственных азов профессии входят также курсы по промышленной, пожарной безопасности и охране труда – это важно как для производства, так и для самого обучающегося. В МЦПК широкий спектр программ, можно обучиться любой востребованной рабочей специальности: сварщик, токарь, наладчик станков с ЧПУ, тракторист, водитель погрузчика и др.
К слову, в МЦПК помимо традиционной очной программы есть варианты и для иногородних, учебный центр открыт для учеников со всей страны. Электронное обучение реализуется на специальных платформах, есть и дистанционное с использованием телекоммуникационных технологий. К последнему часто прибегают различные производственные площадки. Отвлечение от основной работы при этом минимальное.
В МЦПК есть мастерские под многие камазовские профессии, их оснащали таким образом, чтобы максимально приближенно к реальности сымитировать производственный процесс. Также здесь имеются учебно-прикладные лабораторные комплексы, виртуальные тренажёры, эффективные для отработки практических умений и навыков по управлению оборудованием в различных режимах и ситуациях. Тренажёры-имитаторы оснащены действующими пультами и компьютерными эмуляторами. Помимо симуляторов в МЦПК есть полноценное сварочное, малярное, кузнечно-прессовое оборудование, погрузочно-разгрузочная техника.
За девять лет успешной работы в МЦПК прошли обучение более 48 тыс. человек из 20 регионов России, разработано свыше 350 востребованных образовательных программ, включая более 60 программ по индивидуальным запросам. Сформирован квалифицированный преподавательский состав и создано более 20 оснащённых мастерских, лабораторий и аудиторий.
Тест-драйв КАМАЗов на «Газпром Арене» в Санкт-Петербурге
- Пятница, 25 октября 2024
Сегодня, 25 октября, на стадионе «Газпром Арена» в Санкт-Петербурге проходит тест-драйв автомобилей КАМАЗ новейшего поколения К5.
Промоакция организована ПАО «КАМАЗ» совместно с футбольным клубом «Зенит» при поддержке Технического центра «Восток» – официального дилера компании в Санкт-Петербурге. На тест-драйв грузовиков поколения К5 приглашены потребители автотехники КАМАЗ, потенциальные клиенты, планирующие расширение своих корпоративных автопарков, представители СМИ. Также в мероприятии принимают участие заместитель генерального директора ПАО «КАМАЗ» по продажам и сервису Андрей Чурсин, генеральный директор ТФК «КАМАЗ» Андрей Дмитриев, руководитель команды «КАМАЗ-мастер» Эдуард Николаев, пилот команды «КАМАЗ-мастер» Дмитрий Сотников со своим экипажем и другие.
В рамках мероприятия состоялась презентация ПАО «КАМАЗ»: гостям рассказали о деятельности компании, новейшем модельном ряде автомобилей поколения К5, сервисных и лизинговых продуктах. Участники получили возможность пообщаться с представителями «КАМАЗа», получить ответы на свои вопросы, а также лично ознакомиться с образцами автотехники.
На площадке стадиона «Газпром Арена» демонстрируется флагманский автомобиль поколения К5 – КАМАЗ-54901 в сцепке с полуприцепом -9226. Также представлены новейшие самосвалы К5 КАМАЗ-6595 и КАМАЗ-65951, предназначенные для перевозки сыпучих строительных, промышленных, бытовых грузов. Обновлённая кабина на четырёхточечной пружинной подвеске обеспечивает повышенный комфорт для водителя. Установлена мультимедийная система с сенсорным дисплеем диагональю 10 дюймов, есть мультируль. Самосвалы оснащены современным экономичным двигателем КАМАЗ Р6 и механической коробкой передач. Особенностью самосвалов КАМАЗ поколения К5 является усиленная рама и ведущие мосты, рассчитанные на осевую нагрузку 16 тонн. Автомобили оснащаются самосвальным кузовом объёмом 20 и 25 кубических метров. Платформа имеет обогрев днища и боковых стенок выхлопными газами. Грузоподъёмность самосвалов составляет 25 и 32 тонны. Помимо флагманских моделей «КАМАЗа» представлен и спортивный автомобиль семейства К5 – КАМАЗ-435091. К слову, в 2024 году именно на этой модификации машины экипаж команды «КАМАЗ-мастер» под управлением Дмитрия Сотникова занял первое место в международном ралли-марафоне «Шёлковый путь».
Для проведения тест-драйва участникам предоставили два автомобиля поколения К5: самосвал КАМАЗ-6595 и новинку 2024 года – седельный тягач КАМАЗ-54902, который является более доступным по цене аналогом популярного тягача KAMAЗ-54901 и разработан для региональных перевозок на сравнительно небольшие расстояния. КАМАЗ-54902 оснащён современной комфортабельной кабиной шириной 2,3 м с низкой крышей и одним спальным местом. Автомобиль построен на новой санкционноустойчивой компонентной базе. В нём применен проверенный временем двигатель KAMAЗ-689 мощностью 390 лошадиных сил и 12-ступенчатая роботизированная коробка передач. В ходе тестовых заездов потенциальные покупатели смогли лично оценить комфортабельность и ходовые качества автомобилей, проехав за рулём либо прокатившись в кабине в качестве пассажиров.
Параллельно для участников мероприятия проводится экскурсия по стадиону «Газпром Арена», а в завершение дня состоятся фотосессия и автограф-сессия с игроками футбольного клуба «Зенит» и пилотами легендарной команды «КАМАЗ-мастер».
ПАО «КАМАЗ» и АФК «Система» представили прототип грузовика на водороде
- Пятница, 25 октября 2024
В рамках Международной конференции по водородной энергетике, состоявшейся 23-24 октября в Москве, крупнейший российский производитель тяжёлых грузовых автомобилей ПАО «КАМАЗ» и Центр водородных технологий АФК «Система» представили совместную разработку – грузовик КАМАЗ-53193 «Чистогор» с силовой установкой на водороде.
В начале текущего года компании подписали соглашение о сотрудничестве. Научно-технологическое партнёрство двух корпораций предполагает создание серии изделий на водородном топливе. Первым опытным образцом, который смогли увидеть участники Международной конференции по водородной энергетике, стал экологически чистый грузовик КАМАЗ-53193 «Чистогор» с силовой установкой на водороде, благодаря которой электромобиль грузоподъёмностью свыше 20 тонн может проехать на одной заправке до 500 км. До конца года планируется протестировать прототип на полигоне, после чего грузовая техника на водороде, в том числе беспилотная, может появиться на дороге. Предполагается, что водородные грузовики будут оснащены блоками топливных элементов российского производства, которое планируется наладить уже в следующем году.
В рамках деловой программы конференции обсуждался широкий круг актуальных вопросов, связанных с развитием водородной энергетики в России и мире: перспективные проекты и новые рынки, международное сотрудничество и научно-технологическая кооперация, партнёрство государства, науки и бизнеса.
В ходе сессии, посвящённой перспективам использования водорода в транспортной отрасли, было отмечено, что производство грузовиков на водородных топливных элементах сегодня является одной из наиболее привлекательных ниш. Такие машины по сравнению с электрическими проходят значительно большие расстояния на одной заправке, процесс которой занимает не более 5-6 минут. В начале следующего года планируется увеличить целевой запас хода «Чистогора» на одной заправке до 1000 км и изготовить несколько экземпляров водородных грузовиков для сертификации и испытаний в реальных дорожных условиях.
«Перспективы водородных технологий в масштабах мирового автомобилестроения очевидны. Сегодня это важнейшее направление автомобильной индустрии, которое позволит создать экологически чистую и энергоэффективную автотехнику. Если сейчас не вкладывать ресурсы в его развитие, то мы отстанем и будем в роли догоняющих. Поэтому задачи «КАМАЗа» как ведущего российского производителя грузовой автотехники чётко определены. Мы должны стать законодателями моды и быть в авангарде процесса применения и развития водородных технологий в сфере грузового машиностроения», – прокомментировал генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин.
Подробно о концепции низкоуглеродного развития ПАО «КАМАЗ» рассказал в ходе сессии «Водородные технологии и транспорт: новые проекты» главный конструктор энергетических систем компании Семён Корнилов, выступивший с докладом «Водородный транспорт: перспективные продукты». В числе актуальных проектов компании, активно работающей в этом направлении, – городской автобус на водородных топливных элементах, коммерческий грузовик КАМАЗ «Чистогор», прототип которого был представлен на конференции, а также магистральный тягач на водородных топливных элементах.
«При получении энергии из водорода электрохимическом путём, когда сжигания топлива не происходит, значительно возрастает КПД, а вредные выбросы и тепловые загрязнения отсутствуют. Поэтому большинство авиа-, автопроизводителей, а также производителей водных судов, взявших курс на декарбонизацию, сейчас очень активно работают в этом направлении развития «зелёного» транспорта», – подчеркнул президент Центра водородных технологий АФК «Система» Юрий Добровольский. По его мнению, во многих областях водородных технологий Россия обладает научными компетенциями, не уступающими мировым, и у неё есть шанс стать поставщиком конкурентоспособных высокотехнологичных продуктов на рынке, который только ещё формируется.
«КАМАЗ» развивает систему наставничества
- Четверг, 24 октября 2024
В ПАО «КАМАЗ» реализуется проект «Развитие системы наставничества».
Проект «Развитие системы наставничества», запущенный при поддержке заместителя генерального директора «КАМАЗа» по управлению персоналом, оргразвитию и корпоративному управлению Жанны Халиуллиной, постепенно набирает обороты. Все заводы автогиганта сформировали пул наставников (403 человека) и начали направлять их на специальное обучение в Многофункциональный центр прикладных квалификаций машиностроения (МЦПК) – учебный центр компании. В перспективе количество наставников будет расти. На сегодняшний день в МЦПК уже обучили пять групп наставников со всех заводов. Они готовы передавать знания новичкам и обучать их всему, что знают сами.
«Коллеги из МЦПК разработали специальный курс для обучения наставников. Если раньше было достаточно простого желания делиться опытом, чтобы тебе доверили ученика, то теперь подход поменялся, мы хотим обеспечить наставникам профессиональную подготовку. Особое внимание уделяется умению взаимодействовать с группами разного возраста, добавлена психологическая подготовка, обучение практическим методам работы на производстве, основанным на принципах TWI», – отметила заместитель директора завода двигателей ПАО «КАМАЗ» по персоналу Аида Газизова.
Поменялись и временные рамки – принято решение уделить больше времени подготовке на рабочем месте. Наставник закрепляется за учеником на год, из которых три месяца он посвящает активному обучению. Остальное время молодой работник уже действует самостоятельно, при этом наставник всегда готов ответить на любой вопрос и помочь решить проблему.
Прорабатывается система материальной мотивации наставников. «Сейчас благодаря проекту «Развитие системы наставничества» идёт плотная многосторонняя работа. Специалисты из МЦПК, Корпоративного университета, руководители и начальники цехов всех заводов, наставники – все обмениваются опытом и тщательно прорабатывают систему подготовки новичков, – пояснила Аида Газизова. – В МЦПК пересматриваются программы подготовки персонала, которые актуализируются под задачи производства. Также планируется направить наставников прослушать курс по своей профессии, чтобы после они могли дать обратную связь. Это совершенно новый для нас подход к молодым кадрам, мы уверены, что он станет успешным».
Прошедшие обучение по новой методике наставники вернулись на свои заводы, получив новые знания, и уже начали делиться опытом с новичками. «Могу сказать, что подход к обучению новых специалистов поменялся очень ощутимо. Для меня не впервой выступать наставником, но сейчас, пройдя курс в МЦПК, могу сказать, что узнал много нового для себя. Всё разложили по полочкам, поделились педагогическими приёмами. Раньше, бывало, с одного на другое перескочишь, пока объясняешь, а теперь в голове чёткая схема, как действовать, чтобы человек усвоил материал», – рассказал наладчик станков с ЧПУ 6 разряда Марсель Галиев.
Полуприцепы НЕФАЗ и ТЗА с субсидией по госпрограмм
- Четверг, 24 октября 2024
В ассортименте Торгово-финансовой компании «КАМАЗ» есть 16 моделей полуприцепов и прицепов производства ПАО «НЕФАЗ» и ПАО «ТЗА», дочерних предприятий автогиганта в Башкирии, которые можно приобрести по программе государственной поддержки отечественного автопрома от Минпромторга РФ.
В сентябре 2024 года стартовала программа государственной поддержки отечественного автопрома, объявленная Минпромторгом РФ. При оформлении покупки в лизинг предоставляется скидка на авансовый платёж в размере до 10% от цены автомобиля производства ПАО «КАМАЗ». Субсидия также распространяется на прицепную технику производства «НЕФАЗ» и «ТЗА». Лимит по субсидии составляет 500 тыс. рублей.
Основным условием отбора продукта для участия в программе является уровень локализации не менее 70%. АО «ТФК «КАМАЗ» предлагает 16 моделей полуприцепов и прицепов «НЕФАЗ» и «ТЗА» с высоким уровнем локализации.
Из спектра доступных моделей можно выделить популярную версию полуприцепа ТЗА-588510 с осями «ПЛАНТ». Это трёхосный шторный полуприцеп с объёмом платформы 91 куб.м и грузоподъёмностью 32 т. Шторная конструкция позволяет минимизировать время загрузки и выгрузки, а также облегчить труд водителя. Боковины и крыша полуприцепа сдвигаются без разборки конструкции. Оборудован пневматической подвеской и подъёмной осью с высотой ССУ – 1150 мм.
Также достойна внимания модернизированная версия самосвального полуприцепа НЕФАЗ-9509. Основные изменения коснулись платформы, толщины пола и бортов, жёсткости заднего борта, грузоподъёмности гидроцилиндра. Так, объём платформы увеличен с 30 куб.м до 33 куб.м. Толщина пола увеличена с 6 до 8 мм, толщина бортов – с 5 до 6 мм. Для увеличения жёсткости заднего борта применены увеличенные по ширине обвязки по периметру и стойки заднего борта. Внедрён перенос крепления площадки обслуживания на переднюю стенку платформы с использованием алюминиевых противоскользящих панелей с дополнительной лестницей для подъёма в платформу и откидной лестницей на площадке. Грузоподъёмность гидроцилиндра увеличена с 53 тонн до 63 тонн, также усилено крепление (четырёхточечное крепление).
На литейном заводе открылась обновлённая столовая
- Среда, 23 октября 2024
Столовая № 20, расположенная в АБК-09 литейного завода «КАМАЗа», открыла свои двери после капитального ремонта.
В торжественной церемонии открытия столовой приняли участие заместитель генерального директора «КАМАЗа» по управлению персоналом и оргразвитию Жанна Халиуллина, директор литейного завода Сергей Гаранин, зампредседателя профкома автогиганта Владимир Алешков и заместитель директора регионального центра ООО «АЙЭФСИЭМ-ГРУПП» Александр Лачин.
В ходе мероприятия Жанна Халиуллина поделилась интересным историческим фактом: первая камазовская столовая была открыта на ремонтно-инструментальном заводе в ноябре 1973 года, а к моменту выпуска первого автомобиля на всех заводах «КАМАЗа» уже работали обеденные залы. Сегодня в компании больше 40 точек общепита, 17 столовых и 23 буфета. «Уважаемые коллеги, именно ваш труд позволяет нам делать ремонт и в целом улучшать систему коллективного договора и исполнять свои социальные обязательства. Поэтому искренне благодарю вас за ваш труд, за ваши усилия и за нашу совместную работу во благо «КАМАЗа», – сказала Жанна Халиуллина.
Владимир Алешков акцентировал внимание на эстетике помещения. «Любой заводчанин приходит в столовую не только поесть, здесь он отвлекается от своих станков и прессов, линий и печей, расслабляется и погружается в другую атмосферу, а потом возвращается к работе более заряженным и дорабатывает оставшуюся смену», – отметил он. Сергей Гаранин в ответном слове поблагодарил руководство и профком «КАМАЗа» за проведённый капитальный ремонт.
Сегодня стены обновлённой столовой №20 украшены картинами, в двух обеденных залах разместились 80 столов и 320 стульев. Переместился со второго на третий этаж буфет. Теперь литейщикам удобнее покупать выпечку. Произошли изменения и на кухне – появилось новое поварское и холодильное оборудование. С установкой новых пароконвектоматов, плит с индукцией, овощерезательных машин с разными насадками, миксеров и блендеров процесс приготовления пищи ускорился.
«КАМАЗ» посетила делегация Министерства образования и науки Башкортостана
- Среда, 23 октября 2024
ПАО «КАМАЗ» посетила делегация Министерства образования и науки Башкирии и участники федерального проекта «Профессионалитет».
В числе гостей – заместитель министра образования и науки РБ Инесса Косолапова, начальник отдела профессионального образования Минобрнауки РБ Галина Давыдова, директор Белебеевского гуманитарно-технического колледжа Сергей Тимохин, директор Туймазинского индустриального колледжа Олег Гайсин и другие руководители. Основная цель визита – переговоры по вопросам совместного развития кадрового потенциала и сотрудничества в рамках проекта «Профессионалитет».
Члены делегации ознакомились с финишным производством компании – на автомобильном заводе им продемонстрировали работу конвейера сборки кабин и главного сборочного конвейера. Также гости посетили Набережночелнинский политехнический колледж и Технический колледж им. В.Д. Поташова, «КАМАЗ» много лет взаимодействует с этими учебными заведениями в области подготовки кадров.
В рамках состоявшихся переговоров было отмечено, что тесное сотрудничество реального производства с учебными заведениями является важной частью кадровой политики ПАО «КАМАЗ». Привлекая молодые кадры, ещё на этапе получения образования развивая нужные компании компетенции, содействуя системе образования, «КАМАЗ» стремится к достижению стратегических целей производства.
Выгодное предложение на прицепы от «КАМАЗ-ЛИЗИНГа»
- Вторник, 22 октября 2024
Благодаря государственной программе поддержки от Минпромторга РФ покупка прицепа стала более выгодной.
В рамках госпрограммы Минпромторга РФ «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» предоставляет возможность приобрести прицепы со скидкой до 500 тыс. рублей на первоначальный взнос. Заводы по прицепной технике ПАО «НЕФАЗ» и ПАО «ТЗА», являющиеся дочерними предприятиями ПАО «КАМАЗ», предлагают широкую продуктовую линейку. Предложение распространяется на прицепную технику с осевыми агрегатами производства ПАО «НЕФАЗ», ПЛАНТ.
Прицепы и полуприцепы подходят под субсидию Минпромторга РФ при наличии действующего заключения в реестре российской промышленной продукции (ПП РФ №719 от 17.07.2015г.) с суммарным количеством баллов по российским комплектующим не менее 70%. На сайте ГИСП Минпромторга РФ можно проверить наличие заключения и необходимое количество баллов.
Автотехника на шасси КАМАЗ для нефтегазодобывающих компаний
- Вторник, 22 октября 2024
ПАО «КАМАЗ» совместно с официальным партнёром ОАО «РИАТ» создали передвижную водогрейную установку на шасси КАМАЗ-43118-RR. Несколько единиц спецтехники отгружены заказчику из Оренбурга.
Передвижная водогрейная установка РИАТ разработана для эффективного нагрева больших объемов воды при гидроразрыве пласта (ГРП), для технологического использования в технологиях ГРП, колтюбинга, зарезки боковых стволов и других операциях нефтегазодобывающих компаний. Также установка может быть использована для систем отопления и теплоснабжения временных жилых комплексов, может применяться в экстренных ситуациях для подключения к системе отопления, когда центральное отопление не функционирует.
Благодаря использованию полноприводного шасси КАМАЗ-43118 передвижная водогрейная установка отличается высокой проходимостью, надёжностью и имеет ряд преимуществ. Высокая удельная мощность и широкий диапазон рабочих оборотов, отличные тягово-динамические качества. Используемый на шасси двигатель КАМАЗ 689.512-340 имеет уменьшенные нагрузки на шейки коленчатого вала для увеличения ресурса и сниженный на 8-12% расход топлива по сравнению с серийными автомобилями. Шасси КАМАЗ – надёжный и привычный выбор нефтесервисных компаний.
Водогрейная установка оснащена современным отопительным водогрейным, жаротрубным котлом мощностью 2500 кВт с закрытой камерой сгорания. Котёл разработан с применением передовых технологий: три прохода продуктов сгорания, два из которых проходят через топку, а третий – через трубный пучок со спиральными турбулизаторами. Это создает турбулентность в потоке нагретых газов, что значительно увеличивает теплопередачу и обеспечивает КПД более 90%.
При разработке водогрейной установки учитывались требования к круглосуточной работе в самых суровых климатических условиях: от минус 40 до плюс 40 градусов по Цельсию. Это делает установку незаменимым помощником для предприятий, работающих в непростых климатических условиях. Есть возможность внесения изменений в конструкцию водогрейной установки в соответствии с требованиями заказчика.
Автотехника КАМАЗ – на саммите БРИКС
- Вторник, 22 октября 2024
«КАМАЗ» представил новейшую автотехнику на выставке «Сделано в Татарстане», которая проходит в Казани с 20 по 25 октября в рамках XVI саммита БРИКС.
Выставка «Сделано в Татарстане» организована на двух площадках: экспозиция с техникой развёрнута перед Государственным Советом РТ, вторая её часть размещена в здании парламента. В выставке принимают участие около полусотни компаний из Татарстана, выпускающих автомобильную, авиационную и промышленную технику, продукты нефтепереработки и нефтехимии, IT-оборудование и многое другое.
Экспозиция под открытым небом, где представлена продукция 13 татарстанских промышленных предприятий, заняла площадь около 3 тыс. кв. метров. Лидер российского грузового машиностроения демонстрирует здесь пять моделей автотехники новейшего поколения. Так, вниманию участников саммита БРИКС представлен флагман линейки К5 – седельный тягач КАМАЗ-54901 в сцепке со шторным полуприцепом объёмом 92 м. Тягач оснащён двигателем KAMAЗ-910.52-460 (Евро-5) рабочим объёмом 13 л, мощностью 482 л.с. и крутящим моментом 2403 Нм. Применение современных высокотехнологичных конструктивных решений позволило увеличить межсервисный интервал до 120 тысяч км, а ресурс двигателя – до 1,5 млн км, при этом снизить расход топлива на 10% по сравнению с автомобилями предыдущего поколения.
В экспозиции компании можно ознакомиться с полноприводным автомобилем поколения К5 – грузовиком КАМАЗ-65954, где в качестве топлива используется КПГ. Седельный тягач оснащён газовым двигателем КАМАЗ Р6 мощностью 460 л.с. и механической коробкой передач. Вместимость газовых баллонов составляет 1700 л. В кабине предусмотрено одно спальное место.
Ещё один экспонат поколения К5 – тяжёлый полноприводный самосвал КАМАЗ-65959 (6х6). Он предназначен для эксплуатации в тяжёлых дорожных условиях, как правило, используется в строительстве дорог, промышленных объектов, а также в нефтегазодобывающей отрасли. Объём кузова составляет 16 куб.м., установлен двигатель Р6 мощностью 450 л.с.
Также на выставке демонстрируется представитель семейства карьерных самосвалов – КАМАЗ-65685 (Атлант 65). Машина предназначена для транспортировки скальной и горной породы в средних и малых карьерах в районах с холодным климатом. Данная модель комплектуется новой кабиной К5 с защитой ROPS/FOPS. Мощность двигателя составляет 560 л.с.
Помимо этого, на стенде представлена одна из новейших моделей инновационной пассажирской техники – электробус КАМАЗ-6282 ONC с ночной зарядкой. Этот электробус сохранил все преимущества «классической» модели КАМАЗ-6282, но заряжается ночью, в нерабочее время. Такой тип электробусов обладает увеличенной ёмкостью тяговых батарей, что предполагает большую величину пробега на одной зарядке. Запас хода электробуса – 250 км.